Примерно два десятилетия тому назад меня посетила довольно неприятная мысль - если государство в лице чиновничьей братии при поддержке пары миллионов граждан нашей страны, которые причисляют себя к людям, хорошо разбирающимся абсолютно во всем, не перестанут нагло лезть в дела такой важной и тонкой сферы как обучение и воспитание подрастающего поколения – жди большой беды. К сожалению, я не ошибся. Сегодня образовательные организации вынуждены заниматься всем на свете, за исключением своего главного предназначения, так как на него у педагогов не остается ни физических, ни эмоциональных сил.
Нестандартные обязанности нестандартных учителей...
Учительство сегодня практически поставлено на колени. Этот факт – позор для страны и общества в целом. С экранов телевизоров и больших трибун в наши уши бурными потоками льется информация о том, что чуть ли не главная цель государства - это возвращение высокого социального статуса профессии «учитель», забота о благосостоянии педагогов, улучшение условий их труда, повышение доходов и так далее. Но, то ли никак цели достигнуть у говорящих не получается, то ли мы чего недопонимаем – жизнь современного педагога в России лучше не становится. Не буду останавливаться на описании сложности и важности профессии «учитель», хочу лишь подчеркнуть, что учительство, на мой взгляд, – это краеугольный камень, который лежит в основе строительства здорового, интеллектуально развитого, воспитанного и высококультурного общества. Тем прискорбнее признавать то, что сегодня в России отношение к учителям просто уничижительное. Заработную плату сразу уберем за скобки – она как была невысокой, так и остается, чтобы заработать более или менее приемлемые деньги, учитель вынужден работать по 12-14 часов в день не только выполняя свои непосредственные обязанности в образовательном учреждении, но и подрабатывая, как правило, в качестве репетитора. Но это еще пол беды, самое смешное и страшное заключается в том, что кто-то решил, что педагог должен в обязательном порядке нести «общественную нагрузку», причем приоритет в деятельности учителя смещается именно в ее сторону. Под этим термином, который я заботливо поместил в кавычки, скрываются такие занимательные обязанности как: физическая помощь в подготовке образовательной организации к приемке или проверке (мытье полов, окон, ремонт и переноска учебников и мебели), посещение, не относящихся в профессиональной деятельности совещаний, собраний, заседаний (встречи с депутатами, чиновниками и разного рода иными деятелями), участие в массовке (митинги, демонстрации, парады, шествия, акции).
Результаты выборов - основной показатель успешности российского педагога...
Отдельная и самая важная задача с точки зрения власть предержащих, которая регулярно ставится перед учительством – обеспечение необходимых не весть кому показателей на выборах всех мастей и уровней. Эта задача и администрация требуют от учителя, воспитателя или преподавателя максимального уровня самоотдачи, так как предполагается, что бедный педагог несколько раз обойдет вмененный ему участок, разнесет агитационный материал, убедит людей в важности прибытия на избирательные участки, несколько раз напомнит об их гражданском долге, будет лично контролировать динамику голосования в день икс. Если же не дай Бог, эта самая динамика будет не устраивать кого-то из начальства, придется провести несколько часов в хождениях от подъезда к подъезду, от дома к дому и упрашивать несознательных граждан посетить избирательный участок. И это все помимо своих непосредственных обязанностей, хотя, кто это сказал, что учить и воспитывать детей это такой уж нелегкий труд? Нет, ну иной раз, конечно, можно услышать мнение, звучащее в высоких кабинетах, что может быть, он и на самом деле тяжелый, но только не во время избирательных кампаний!
А судьи кто..?
Еще одна напасть – миллионы людей, отлично разбирающихся в воспитании и обучении детей. Эти представители общества ментально всегда находятся на «низком старте» и готовы при малейшем поводе пуститься в рассуждения о том, что наше образование загнивает, что учат не тому и не так как необходимо, что учителя и воспитатели абсолютно ничего не понимают в своей профессии, что повсеместно в школах и детских садах творится не весть что. И, конечно же, они готовы дать сотни советов, как эту «кризисную ситуацию» исправить, но найти среди этой сотни парочку-другую дельных, к сожалению, не представляется возможным. Все это очень печально, поэтому остается только пожелать российскому учительству терпения, мудрости и здоровья все это стойко переносить ради того, чтобы каждый день передавать нашим детям знания и представление о том, каким должен быть настоящий Человек.