Эйфелева башня – удивительное строение, тот редкий случай, когда инженерные, архитектурные и даже художественные решения в плане конструкции, выраженные в последствии во внешнем виде сооружения, превратили стальную 300 метровую башню во всемирно известное произведение искусства, вписав имена ее создателей в историю. Имя автора идеи и главного вдохновителя Гюстава Эйфеля известно практически всем, Мориса Кешлена, Эмиля Нугье и Стефана Совестра знают немногие, но от этого их вклад в возведение башни не становится менее значимым, работая над подготовкой и реализацией проекта появления «железной дамы» Парижа, они навечно оставили свой след на Земле.
На заказ и навсегда…
Строительство длилось 2 года 2 месяца и 5 дней, началось 28 января 1887 года и закончилось 31 марта 1889 года. Башня возводилась на казенные деньги и деньги, которые вложил в строительство сам Эйфель. Изначально целью возведения башни была зримая демонстрация научных, инженерных и технологических достижений Франции, строение должно было быть введено в эксплуатацию к моменту открытия Всемирной выставки 6 мая 1889 года. Тогда, в конце 19 века появление башни в Париже разделило жителей французской столицы практически пополам, одна его часть видела в башне символ достижений французской нации, другая часть всего лишь уродливое, на их взгляд, строение, портящее облик города и его архитектурные особенности. В этом споре его величество время очень скоро расставило все по своим местам и продемонстрировало, кто был прав, а кто нет. Изначально предполагалось, что башня должна была быть разобрана через 20 лет после возведения, но этого так никогда и не произошло. Вместо запланированного демонтажа, Эйфелева башня стала своеобразным символом Парижа, одного из самых красивых городов мира и, пожалуй, самой узнаваемой достопримечательностью в мире.
Все гениальное просто, но не совсем…
На Марсовом поле, напротив Йенского моста через Сену, выкрашенная в специально запатентованный «коричнево-эйфелевый» цвет, близкий к оттенку природной бронзы и базирующаяся на основании пирамидальной формы, перемежающаяся арочными сводами, она возвышается над землей на 324 метра. Фундамент строения выполнен из массива бетона, а масса ее стальной конструкции составляет 10.100 тонн. На верхние ярусы, где в наши дни расположены кафе, рестораны, выставочные стенды, сувенирные магазины и смотровые площадки, ведут лестницы, работают лифты, стены которых собраны из стекла. Отдельно нужно обратить внимание на иллюминацию: в 1889 году башню освещало 10.000 газовых фонарей и парочка прожекторов, установленных на самом верху башни, сегодня же детище Эйфеля опутано десятками километров электрических проводов и 20.000 лампочек, обеспечивающих традиционную золотисто-желтую подсветку, которая, однако, уже не раз превращалась в настоящее художественное полотно, сотканное из разных цветов света.
Железобетонная красота…
В музыке, литературе, кинематографе, живописи и других сферах искусства иногда рождаются культовые произведения. Эйфелева башня это яркий пример такого произведения в мировой архитектуре. Чтобы создать этот шедевр большое количество разных факторов должны были собраться в единый пазл. И они собрались: оригинальная идея была реализована за счет отдельных точечных решений тех или иных технологических задач, а педантичность в подготовке к возведению и точность в исполнении отдельных деталей конструкции позволило создать уникальное строение, украсившее облик столицы Франции и ежегодно привлекающее к себе взгляды миллионов туристов, которых раз за разом восхищает ощущение колоссальной мощи, заключенной в переплетении линий стальных конструкций, разрезающих воздух и рвущихся в небо и зачаровывает ощущение надежности, заключенной в тяжести металла и красоты, выраженной в выверенности форм отдельных элементов, создающих идеальный внешний вид конструкции в целом.